Для детей седьмого года жизни
практический материал предлагается с целью дальнейшего совершенствования
произносительной стороны речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков
правильного произношения свистящих, шипящих звуков, их дифференциации.
Работа по совершенствованию
звукопроизношения осуществляется при помощи отчетливого проговаривания слов при
назывании отдельных предметов или игрушек, путем повторения чисто-скороговорок,
при заучивании загадок, пословиц, поговорок, стихотворений, потешек, включающих
определенные группы звуков.
При воспроизведении ребенком
скороговорок необходимо добиваться, чтобы он не только произносил их быстро,
но, что очень важно, отчетливо и ясно говорил слова и каждый звук.
При рассматривании
иллюстрации ребенку предлагают среди разных предметов, игрушек найти и
перечислить те, в названиях которых есть
звук –с, потом те из них, в названиях
которых есть звук -ш.
В процессе заучивания
стихотворений, загадок, пословиц, а также при повторении отдельных слов следует
обращать внимание на соблюдение ребенком норм литературного произношения.
Развитие голосового аппарата
(умения пользоваться разной громкостью голоса и разным темпом речи,
интонационными средствами выразительности) осуществляется в процессе повторения
чистоговорок, при чтении стихов, а также путем специальных упражнений, когда
ребёнку предлагают выделять из фраз голосом определенные слова, правильно
пользоваться различными интонациями, показывать при помощи смены голоса
отношение к предметам и явлениям («Сегодня хорошая погода»- радостно, грустно и
т.д)
Развитию речевого дыхания
способствуют упражнения, в которых на одном выдохе требуется произнести
короткие пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки. При произесении длинных
фраз следует обращать внимание на речевое дыхание, правильное использование
пауз, своевременный «добор» воздуха.