На данном возрастном этапе
закрепление звуков осуществляется в такой последовательности: с,з,ц,ш,ж,ч,щ,л,р
и мягкие пары. Делают это так: ребёнок называет предметы, изображенные на
картинках, которые показывает взрослый. При этом ребенок выделяет интонацией
отрабатываемые звуки в каждом слове: с-с-са-молет, лис-с-са и т.д.
Речь становится предметом
активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют
речь тех или иных персонажей. Интерес вызывает ритмическая структура речи,
рифмы.
Развивается грамматическая
сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основеи грамматических
правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер,
а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения
ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой
оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация,
которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для
понимания, но она вызывает у него интерес.
Игры и упражнения для детей
4-5лет направлены как на формирование правильного звукопроизношения, так и на
развитие фонематического восприятия.
Для закрепления звука во
фразе, правильного употребления его в речи, для выработки четкой дикции ребенку
предлагают повторять читоговорки ( читоговорки используют также для развития
артикуляционного аппарата, для тренировки в произнесении слов с различной
громкостью: тихо, громко, шепотом), заучивать и четко воспроизводить загадки
(загадки рекомендуются, кроме того, для развития слухового внимания, то есть
умения внимательно слушать речь говорящего; фонематического восприятия, для
чего ребенку предлагают определить в слове-отгадке заданный звук),
стихотворения, потешки, считалки, небольшие рассказы, насыщенные определенными
звуками. На этом же речевом материале ребенок учится в нужном темпе достаточно
громко читать стихи, правильно пользоваться интонационными средствами
выразительности.
С целью формирования
правильного произношения звуков и развития фонематического восприятия
используются также картинки: ребёнку предлагают найти на рисунках такие предметы,
в названиях которых есть заданный звук, и произнести слова так, чтобы он звучал
ясно и отчетливо.
|