На первом году жизни у
ребёнка интенсивно развивается головной мозг, слух, а также органы речи.
Одновременно с развитием мозга у малыша формируется физический и фонематический
слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью. Если ребенок не слышит,
то речь баз специального обучения развиваться не может. Слыша речь окружающих,
малыш начинает сначала прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник
звучания, а затем поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая своё
внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со
взрослым.
В 2-3месяца появляется
гуление, а в 3-4месяца-лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается
самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к
концу года – слова. Первые взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на
основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь
взрослого – произнесением звуков, слогов, звукосочетаний.
Время появления слов на
первом году жизни у разных детей по
разному: одни начинают говорить в 8-9месяцев, другие – в 1год 2месяца, а
некоторые ещё позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и
колеблется от 2-3слов до 15-20. Чаще дети пользуются упрощенными словами –ам, ам или словами с открытыми слогами -
мама, папа, Ляля.
К концу года ребёнок
произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные –а,у,и, некоторые согласные- м,п,б,н,т,д,к,г. Причем одни дети
произносят большее число звуков и боле отчетливо, другие – меньшее и менее
четко.
Итак, первый год жизни ребёнка является подготовительным этапом к
овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое
сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает
своё внимание на источнике звука, на лице говорящего); развивается понимание
речи; в процессе гуления, лепета происходит интенсивное развитие
артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в
основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов – и с
помощью речи.
|