Для четвертого года жизни
характерны новые достижения в развитии ребёнка. Он начинает высказывать
простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности,
устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и
речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: один в три
года достаточно хорошо владеет речью, у других она далека от совершенства.
В этом возрасте дети обычно легко вступают в
контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива
общения исходит от ребёнка. Потребность
расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша
все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми различными вопросами.
К концу четвертого года жизни
словарный запас достигает приблизительно 1500-2000слов. Разнообразней
становится словарь и в качественном отношении. В речи детей кроме
существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи:
местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные,
указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий).
Одновременно с обогащением
словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы
взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и
более слов.
В этом возрасте ребёнок еще
не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно
рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, толково пересказывать
содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный
характер.
Большинство детей начинают
правильно произносить такие трудные для усвоения звуки, как –ы, э, х , приближают к норме и более
четко произносят свистящие звуки. У некоторых детей появляются звуки позднего
онтогенеза – ш, ж, ч. щ, л, р.
Итак, на четвертом году жизни
у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более
четкой. Дети шире используют прилагательные, наречия и предлоги. Дети
хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки,
посуду, одежду, мебель. Дети могут с небольшой помощью взрослых передать
содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.
Инициатива в общении все чаще исходит от ребёнка.