На шестом году жизни
детей учат четко
произносить все звуки родного языка, различать на слух такие группы
звуков:
с-з, с-ц, ш-ж, ц-ч,с-щ, л-р.
Продолжают совершенствовать
фонематический слух, развивать голосовой аппарат. Для различения звуков в
собственном произношении ребенку предлагают называть изображенные на
картинках
предметы, в названиях которых есть оба дифференцируемых звука.
Игры и упражнения для детей
шестого года направлены не только на закрепление и дифференциацию
определенных
пар звуков, но и на совершенствование фонематического восприятия: умения
слышать и различать звуки, подбирать слова и т.д. (то есть различать на
слух и
в произношении те звуки, которые чаще всего смешиваются детьми этого
возраста).
В этом возрасте ребёнку предлагают и более сложные задания, например,
выделить из фраз, небольших стихотворений слова, в которых есть
дифференцируемые звуки. Для различения звуков з-ж взрослый произносит
такие фразы: «У нашего забора коза ест траву»; «Жук живет в дупле
большого дерева» - и предлагает ребёнку назвать
слова, в которых есть эти звуки.
Совершенствуется
грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи,
активно
занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно
используются
синонимы и антонимы. Обогащение и расширение словаря осуществляется не
только
за счет названий отдельных частей, деталей предметов; глаголов. Все
чаще в речи ребёнка появляются собирательные существительные,
прилагательные, обозначающие материал, свойства и состояние предметов.
За год
словарь увеличивается на 1000-1200слов, хотя практически установить
точное
количество усвоенных слов за данный период очень трудно.
Развивается связная речь.
Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только
самое
главное, но и детали. В этом возрасте
ребенок уже способен самостоятельно раскрывать содержание картинки, если
на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при
составлении
рассказа он еще часто концентрирует свое внимание на основных деталях, а
второстепенные менее важные часто опускает.
Несмотря на значительное
расширение лексики, ребенок еще не может свободно пользоваться словами.
Хорошей
проверкой и показателем полноценного владения словарем является умение
детей
подбирать противоположные по смыслу слова (вход-выход,
говорит-молчит и т.д), слова-синонимы (ходить-идти,
топать и др), наречия к глаголам ( Как
может говорить мальчик? – быстро, медленно, четко)
Итак, к концу шестого года
ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он
правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно
воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный
запас,
правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. Его
высказывания
становятся содержательнее, выразительнее и точнее.