Логоритмика в детском саду.
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. Вам это знакомо?
Одних это тревожит, другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия.
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Основополагающим принципом логопедического воздействия является – взаимосвязь речи, музыки, движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Музыка используется для упорядочивание темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико- интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
Логоритмические занятия составляются с опорой на тематический материал, а основой являются знакомые нам сказки, рассказы русских и зарубежных писателей, русские народные сказки. Концовкой, которых являются полезные для ребенка умозаключения, трактовкой пословиц и поговорок.
Построение занятий в форме сказок, игр позволяет организовать доброжелательность в общении, побуждают каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес, активизирует речь. В результате знания лучше усваиваются.
Неотъемлемой частью таких занятий являются:
- артикуляционные упражнения, направленнные на совершенствование подвижности органов артикуляции;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
-пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
-упражнения на развитие общей моторики;
-вокально-артикуляционные упражнения, для развития певческих данных и дыхания;
- упражнения на релаксацию и многое другое.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.
|