ТРЕБОВАНИЯ
РЕЧЕВОГО РЕЖИМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Воспитатель логопедической группы не должен:
1. торопить ребёнка с ответом
2. перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи
3. заставлять ребёнка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него
звуками
4. давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить
5. выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью
НЕОБХОДИМО:
Постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей
речи. Если звуки поставлены требовать только правильных ответов, правильной
артикуляции
Если ребёнок начал заикаться:
1. не подчёркивать своего особого внимания к его речи (не замечать заикания)
2. оградить от насмешек товарищей
3. перейти с данным ребёнком к простейшей форме ответа на выдохе, голос чуть
ниже обычной громкости, исключить убыстрённый темп речи
4. не требовать трудных и длинных ответов, лучше повторить ответ товарища
5. иметь постоянный контакт с логопедом, врачом, психологом, родителями
ЕДИНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ РЕЖИМ. ТРЕБОВАНИЯ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА.
1. Культура речи окружения ребенка: речь окружающих должна быть правильной,
доступной, нельзя торопить с ответом, постоянно одобрять, поощрять правильную
речь.
Благожелательное отношение к детям, страдающим нарушение речи. Создание
благоприятной внешней среды, спокойный план, уважение, доверительное отношение.
2. Постоянная стимуляция к речевому общению. Все работники я/сада и родители
обязаны постоянно требовать от детей соблюдения речевого дыхания и правильного
произношения.
3. а) Воспитатели ДОУ должны знать схему нормального развития речи ребенка (А.
Гвоздев) и оформить памятку для родителей;
б) Воспитатели логопедических групп должны иметь речевой профиль детей —
логопатов, знать их логопедическое заключение и состояние речевого развития.
4. а) Воспитатели ДОУ должны вести систематическую работу по воспитанию звуковой
культуры и развитию речи.
б) Воспитатели логопедических групп должны вести логопедическую работу перед
зеркалом; выполнять задания логопеда по индивидуальным тетрадям и альбомам,
тетрадям для занятий.
5. а) Родители должны уделять серьезное внимание речи ребенка стимулировать
правильную речь ребенка, постоянно разговаривать с ним, просто рассказывать о
событиях в жизни ребенка в саду, в семье
б) Родители детей с нарушениями речи должны систематически; выполнять задания
логопеда по закреплению поставленных звуков словаря по темам, грамматического
строя, связной речи. Оформлять тетради красочно, аккуратно. Следить за
правильным произношением.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется
строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего
учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Единственный путь осуществления логопедизации - это тесное взаимодействие
логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах
коррекционной работы).
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логогруппы
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических
категорий.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном
речевом материале.
6. Формирование связной речи.
7. Закрепление навыков чтения и письма.
Основные направления коррекционной работы воспитателя
1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и
голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.
2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с
артикуляционной 3-5 раз в день.
3. Коррегирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки
и стопы выполняется ежедневно после сна.
4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию
логопеда, закрепляющие звукопроизношение.
Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей. Содержание
данных занятий определено программой:
а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
в) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;
г) повторение лексико-грамматических упражнений;
д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
5. Фронтальные занятия по программе ДОУ (и в соответствии с
календарным
планом логопедической работы).
Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логогруппе
является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и
коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.
6. Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов,
самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке,
экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она
предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и
закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Функции логопеда:
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных
особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с
каждым ребенком.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности
речи, работа над просодической стороной речи.
• Коррекция звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и
синтеза.
• Устранение недостатков слоговой структуры слова.
• Формирование по-слогового чтения.
• Отработка новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи.
• Предупреждение нарушений письма и чтения.
• Развитие психических функций.
|