Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН)
ФФНр- это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка.
В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
· Заменой звуков более простыми по артикуляции;
· Трудностями различения звуков;
· Особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.
В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.
Кроме выше перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Основными направлениями работы по развитию речи детей являются:
· Формирование полноценных произносительных навыков;
· Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скоррегированном речевом материале осуществляется:
· развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и их сочетаний в предложении;
· обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
· воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение;
употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
· развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
· формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
Помимо специфических логопедических приемов рекомендуется регулярно применять упражнения, направленные на развитие слуховой памяти – запоминие рядов из 3-4слов; воспроизведение серии простых действий. Постепенно в упражнения включаются слова все более сходного звукового состава; увеличивается их количество.
Широко используются различные виды слоговых упражнений:
· воспроизведение ритмов;
· сочетание отстукивания ритма и проговаривания;
· рифмованные фразы
Увеличивается количество элементов задания, включаются прямые и обратные слоги со стечением согласных, ускоряется темп.
|