Диагностика речевого развития детей 5 года жизни (Ф. Г. Даскалова) 1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое - какое хочешь». 1 - стул; 2 - мяч; 3 - Иван; 4 - зайчик; 5 - пою; 6 - красный. Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т.е. адекватные сло-ву-раздражителю ассоциации).
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении - под-бор и активное употребление имен существительных 1 - Ребенок толкает.... 2 - Девочка качает.... 3 - Зайчик хрупает... . 4 - Мама стирает... . 5 - Девочка поливает.... Оценка: 5 верных ответов.
3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов 1 - Что делает зайчик? 2 - Что делает ребенок? 3 - Что делает петух? 4 - Что делает мама? 5 - Что делает папа? Оценка: 5 верных ответов.
4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагатель-ных 1 - Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)? 2 - Какая собака? 3 - Какой слон? 4 - Какие цветы? 5 - Какая зима? Оценка: 5 верных ответов.
5-й тест. Практическое приложение грамматических (морфо-логических) правил изменения слова 1 - Как говорится о маленьком стуле? А если их много? 2 - Как говорится о маленькой собаке? А если их много? 3 - Как говорится о маленьком яблоке? А если их много? Оценка: 2 верных ответа.
6-й тест. Составление предложения по одному слову 1 - мальчик; 2 - кукла; 3 - мишка. Оценка: 2 верных ответа.
7-й тест. Составление предложения по трем определенным сло-вам 1 - кукла, девочка, платье; 2 - тетя, плита, кошка; 3 - дядя, грузовик, дрова; Оценка: 2 верных ответа.
8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сло-жном подчиненном предложении (раскрытие логического вербаль-ного мышления) 1 - Он вышел, когда... . 2 - Он не пошел на прогулку, потому что.... 3 - Он не вышел во двор, когда.... 4 - Он не взял игрушку, которая.... Оценка: 3 верных ответа.
9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок по-средством пере конструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности) Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить? 1 - Он ушла на реку. 2 - Там увидел маленькую рыбку. 3 - Потом бросил один камни. 4 - Из реки выпрыгнула зеленый лягушка». Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по лю-бым из двух возможных способов пере конструирования).
10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последовательности Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик? 2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь? Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из за-дач. Обработка и интерпретация результатов Оценка речевого развития определяется по формуле КоРР=ВРР х 100/КВ где КоРР - коэффициент речевого развития, ВРР - возраст речевого развития, КВ - календарный (хронологический) возраст ребенка. Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 4. Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения.
Определены следующие границы распределения КоРР: КоРР от 1 до 10 - значительно низкое речевое развитие; КоРР от 11 до 41 - низкое речевое развитие; КоРР от 42 до 60 - нормальное речевое развитие; КоРР от 61 до 100 - высокое речевое развитие;
|