Воскресенье
28.04.2024
23:36
Приветствую Вас Гость
RSS
 
САЙТ ВАЛЕНТИНЫ СУЧКОВОЙ
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Конспекты [26]
Здесь размещены конспекты занятий, включены задачи и цели
Логоритмика [9]
Диагностика детей дошкольников [11]
Артикуляционная моторика [8]
Развитие речи дошкольников в норме [6]
Документация логопеда [6]
Общее недоразвитие речи [1]
Фонетико-фонематическое недоразвитие [1]
Речевая карта [2]
Варианты речевых карт
Перспективный план реализации проекта "Новая жизнь старым вещам" [2]
План реализациии долгосрочного проекта
Презентации. [0]
Презентации на различные темы

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Артикуляционная моторика

Артикуляционные упражнения для свистящих (С,Сь,З,Зь,Ц)
1.    «Наказать непослушный язычок». Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
 Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
 

2.    «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка» . Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

 

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не под­ворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высо­вывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

 

3.    «Качели». Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гиб­кость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт.

Губы в улыбке. Движения языка:    а)    широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;  б)    широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе; в)    широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;  г)    широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;      д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;                           е)    широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем — до мягкого нёба.                                                                                                                                        

 

4.    «Язык перешагивает через зубы». Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

 

а)    широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

 

б)    широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

 

5.    «Почистим зубы». Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.                                                                                                       

   Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.                                                                                                                                            

 

 

 6.   «Пирожок». Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.                                                                                                                                                         
 
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок».                                                                                                      
 
7.    «Желобок», «Лодочка». Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх.                                                                                          
 
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.                                                                                                                                      
 
8.     «Самосвал». Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка.                                                                                    
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы почти до клыков. Широкий кончик языка поднимать и опускать, касаясь им верхней и нижней десны, за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.                                                                 
9.
     «Горка», «Киска сердится»
. Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение  удерживать кончик языка у нижних зубов.                                                                                                   
  
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.                                                                                                 
10.
  «Катушка».
Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.                                                                                     
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упира
ется в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были непо­движны.                                                                                                         

    11.  Упражнение в произнесении звука и. Цель: вырабатывать умение управлять языком. В игровой форме отрабатывается произнесение звука и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука с.                                                                                             
  12.   «Загнать мяч в ворота». Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.                                                                                                                                    
     13.   «Подуть через трубочку». Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица.                                                                                                                 
   14.   «Кто дальше загонит мяч».  Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воз­душную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не х, то есть, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
                                                                                                                                         

15.  «Сдуть снежинку». Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1x1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук 0, а не х.
                       
Категория: Артикуляционная моторика | Добавил: Валентия (28.03.2013)
Просмотров: 637 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz