Артикуляция звуков Ш и Ж.
Губы округлены и несколько выпячены вперед. Зубы сближены, как при С и З. Широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба (альвеолам) и образует с ним щель. Боковые края языка прижаты к коренным зубам и отчасти к нёбу, несколько приподняты. Задняя часть спинки языка поднята и образует с нёбом вторую, более широкую щель. В общем язык принимает форму "чашечки". Мягкое нёбо поднято,голосовая щель раскрыта. Воздух, проходя через обе щели ротовой полости,создает особый шум, усиливаемый затем губным рупором.
1. «Заборчик». Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
2. «Рупор». Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
3. «Наказать непослушный язычок». Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10.
4. « Вкусное варенье».Рот широко открыт. Широким языком облизываем верхнюю губу, направление языка с губы в рот (не из стороны в сторону!). Повторить 5-7 раз.
5. «Чашечка».Рот открыт, губы в улыбке, широким передним краем облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивать язык в рот до середины нёба, передняя часть широкая язык приобретает форму чаши. Удержать на счет до 5. Повторить 3-5раз.
6. «Фокус». Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут «чашечкой». Сдувать ватку с кончика носа, воздух выходит посередине языка.
7. Присасывание спинки языка к небу, сначала при сомкнутых челюстях, а затем при разомкнутых.
|